Telderi

В пещере на острове Сулавеси найдено древнейшее изображение сцены охоты
В пещере на острове Сулавеси найдено древнейшее изображение сцены охоты

Рис. 1. Изображение фантастических сцен охоты на стене пещеры Леанг Булу Сипонг 4 на острове Сулавеси. Отмечены фигуры териантропов (человеко-животных, Ther 1–8), целебесских свиней (Pig 1–2), карликовых буйволов аноа (Anoa 1–3), отпечатки (трафареты) ладоней (Hand stencils). Также показано расположение датированных минеральных натёков (BSP4.2–BSP4.5) и их возраст в тысячах лет (ka). Вверху — общий вид, в середине — прорисовка (длина масштабного отрезка — 20 см), внизу — увеличенный фрагмент: группа териантропов с длинными копьями или веревками, атакующих аноа. Изображение из обсуждаемой статьи в Nature

В пещере на острове Сулавеси найдены древние наскальные рисунки, изображающие териантропов (фантастических существ, сочетающих признаки людей и животных), охотящихся на местных целебесских свиней и мелких буйволов — аноа. Уран-ториевый изотопный анализ минеральных натеков, образовавшихся уже после создания рисунков, показал, что возраст изображений составляет как минимум 43,9 тысяч лет. Это делает их древнейшими из известных на сегодняшний день образцов фигуративного искусства Homo sapiens. Открытие показало, что уже в то время на Сулавеси жили люди, способные сочинять истории о вымышленных существах. Для сравнения, древнейший европейский териантроп — человеколев из германской пещеры Штадель — имеет возраст около 40 тысяч лет, а древнейшая сцена охоты из пещеры Ласко не старше 21 тысячи лет.

«Элементы» уже рассказывали о древней наскальной живописи островов Зондского архипелага, которую в последние годы активно изучают австралийские и индонезийские ученые во главе с Максимом Обером (Maxime Aubert). Прогресс в изучении этих рисунков связан прежде всего с новым методом датирования пещерных изображений, основанным на уран-ториевом изотопном анализе минеральных натеков, образовавшихся уже после создания рисунков (см.: Новые датировки состарили наскальную живопись Индонезии, «Элементы», 10.10.2014).

Как выяснилось, реалистичные изображения животных появились в Индонезии не позже, чем в Европе, или даже чуть раньше. Так, рисунок быка-бантенга) в пещере на острове Калимантан, созданный не менее 40 тысяч лет назад, старше всех надежно датированных произведений анималистов европейского палеолита (см.: На стене индонезийской пещеры обнаружено самое древнее изображение животного, «Элементы», 15.11.2018).

В статье, опубликованной 11 декабря в журнале Nature, Обер и его коллеги сообщили о новом замечательном открытии, сделанном в карстовой пещере Леанг Булу Сипонг 4 (Leang Bulu’ Sipong 4). Пещера находится в районе Пангкеп (Pangkajene and Islands Regency) в юго-западной части острова Сулавеси. Древнюю наскальную живопись в этом богатом пещерами районе обнаружили еще в 1950-х годах. На сегодняшний день здесь найдено не менее 242 пещер и гротов с наскальными рисунками, причем каждый год обнаруживаются новые.

Живописное панно в Леанг Булу Сипонг 4 нашли в декабре 2017 года. На участке стены длиной 4,5 м изображены узнаваемые представители местных копытных (две свиньи Sus celebensis и четыре карликовых буйвола аноа, Bubalus sp.), а также восемь «териантропов» — странных химер, сочетающих звериные и человеческие черты (рис. 1). Стена изрядно облупилась, так что рисунки сохранились лишь частично, но всё же можно разглядеть много важных деталей. В том числе — длинные предметы (то ли копья, то ли веревки), при помощи которых териантропы, по-видимому, атакуют зверей.

Рисунки животных и териантропов явно одновозрастные: они выполнены в одном стиле (характерном и для других древних образцов местной наскальной живописи), одним и тем же красным пигментом, и у них одинаковая степень выветрелости. На стене есть также изображения человеческих ладоней, но они, скорее всего, более поздние: они меньше пострадали от времени, выполнены пигментом другого оттенка, а одна из групп отпечатков располагается на облупившемся участке стены, где ранее, очевидно, находилась спина свиньи (Pig 1 на рис. 1). Древнейший датированный отпечаток ладони в данном районе имеет возраст 17,8 тысяч лет.

Изображения териантропов сильно стилизованы и не очень хорошо сохранились, но комбинация человеческих и звериных признаков достаточно хорошо просматривается (рис. 2). Например, у териантропа 1 заметен хвост (этот териантроп нападает на свинью Pig 1 то ли с кривым копьем, то ли с веревкой в руке), у териантропа 4 — что-то вроде клюва, у териантропов 3, 6, 8 — удлиненные, явно не человеческие морды.

В пещере на острове Сулавеси найдено древнейшее изображение сцены охоты

Рис. 2. Териантроп 1, нападающий на свинью Pig 1 (два верхних изображения), и териантропы 3–8, атакующие аноа Anoa 3. Изображения из обсуждаемой статьи в Nature

Позы и взаимное расположение фигур свиней, аноа и териантропов свидетельствуют о том, что перед нами — не разрозненные портреты, а настоящие охотничьи сценки. Скорее всего, изображенные на стене пещеры териантропы — фантастические существа из мифов и сказок, а не настоящие охотники в масках или костюмах животных. На это указывают, в первую очередь, их маленькие размеры. Целебесская свинья, на которую нападает териантроп 1, имеет не более 60 см в холке, а аноа, атакуемый териантропами 3–8 — самый мелкий из буйволов, его рост не превышает метра. Териантропы малы по сравнению с этими животными: получается, что их рост — сантиметров 20–30. Возможно, это какие-то духи из шаманских верований, приносящие людям удачу на охоте, или другие фольклорные персонажи.

Возраст рисунков удалось определить при помощи уран-ториевого датирования (Uranium–thorium dating) четырех натёчных образований (см. Speleothem), сформировавшихся поверх изображений животных Pig 1, Anoa 2 и Anoa 3 (рис. 1). Самым древним оказался натёк на задней ноге свиньи Pig 1: он начал формироваться 44,41 ± 0,49 тысяч лет назад (рис. 3).

В пещере на острове Сулавеси найдено древнейшее изображение сцены охоты

Рис. 3. Минеральный натёк (Coralloid speleothem), сформировавшийся поверх бедра свиньи Pig 1, и результаты уран-ториевого датирования. Виден фрагмент стены пещеры (Cave wall «canvas’) и слой пигмента, которым нарисована свинья (Pigment layer). Пунктирными линиями обозначены слои натёка, которые датировались по отдельности. Для каждого слоя указан возраст в тысячах лет (ka). Изображение из обсуждаемой статьи в Nature

Судя по полученным датировкам, рисунки были созданы не позднее, чем 43,9 тысяч лет назад. Это делает композицию из пещеры Леанг Булу Сипонг 4 рекордной сразу в нескольких отношениях: это и древнейшие известные рисунки животных, и древнейшие изображения териантропов, и древнейшие сценки, и вообще — древнейший образчик фигуративного искусства Homo sapiens (см. Figurative art).

Открытие показало, что около 44 тысяч лет назад на Сулавеси уже жили люди, способные сочинять истории и придумывать фантастических существ. По мнению некоторых исследователей, такая способность была необходимым условием становления человеческого языка и мышления в их современном виде (B. Boyd, 2018. The evolution of stories: from mimesis to language, from fact to fiction).

Для сравнения, древнейшая бесспорная охотничья сцена в европейской пещерной живописи (кстати, тоже фантастическая) — это композиция с раненым бизоном и птицеголовым человеком из пещеры Ласко (рис. 4, вверху). Но этот загадочный рисунок как минимум вдвое моложе изображений из Леанг Булу Сипонг 4: его возраст не превышает 21 000 лет (оценки варьируют от 14 до 21 тысяч лет). Древнейший европейский териантроп — знаменитый человеколев из пещеры Штадель в скальном массиве Холенштайн в Германии (рис. 4, внизу). Это вырезанная из бивня мамонта статуэтка человека с головой зверя из семейства кошачьих (предположительно — пещерного льва). Возраст статуэтки — около 40 тысяч лет, то есть она на несколько тысячелетий моложе рисунков из Леанг Булу Сипонг 4.

В пещере на острове Сулавеси найдено древнейшее изображение сцены охоты
В пещере на острове Сулавеси найдено древнейшее изображение сцены охоты

Рис. 4. Древнейшие териантропы и сцена охоты в европейском искусстве. Вверху: сцена с раненым бизоном и птицеголовым человеком из пещеры Ласко (возраст 21–14 тысяч лет). Внизу слева — прорисовка птицеголового человека. Предмет, изображенный под ним, трактуется как копьеметалка с рукоятью в форме птички. Видны выпавшие из брюха бизона внутренности и пронзившее его копье. Эту сцену некоторые исследователи трактуют в духе мифологических представлений о смерти и загробной жизни, проводя параллели чуть ли не с мифом об Осирисе, посмертно зачавшем сокола-Гора. Внизу в центре и справа — человеколев из пещеры Штадель в Германии, статуэтка человека с головой пещерного льва, вырезанная из мамонтового бивня 40–39 тысяч лет назад. Изображение из обсуждаемой статьи в Nature

Конечно, из этого вряд ли следует, что фигуративное искусство, умение сочинять истории, идеи о фантастических существах и прочие проявления высокой позднепалеолитической культуры впервые зародились на Сулавеси и оттуда распространились по Старому свету. Скорее можно предположить, что ближневосточные сапиенсы, получившие неандертальскую генетическую примесь 60–50 тысяч лет назад и вскоре после этого начавшие свое победное шествие по просторам Европы и Азии (см.: Данные археологии и генетики свидетельствуют о многократных попытках африканских сапиенсов заселить Евразию, «Элементы», 12.12.2017), уже имели все необходимые биологические и культурные предпосылки для такого развития, которое потом происходило параллельно в разных регионах — где-то чуть быстрее, где-то чуть медленнее.

Источник: elementy.ru

Telderi

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

20 − 15 =